Понедельник, 25.06.2018, 11:18
Приветствую Вас Гость | RSS

ГЕОМИР-сообщество учителей географии Неклиновского района

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 130
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Вареновка

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Геологический кружок
Основные цели и задачи курса: 1. Формирование знаний основных закономерностей строения и развития нашей планеты, процессов, протекающих в недрах Земли и на ее поверхности, истории возникновения и эволюции органического мира, представлений о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях; место и роль человека в преобразовании природы Земли.

2. Овладение первоначальными представлениями и понятиями, а также умениями, связанными с использованием источников геологической и географической информации и, прежде всего, карты.

3. Создание условий для сохранения и укрепления психического и физического здоровья учащихся.

Принципы проектирования и реализации здоровьесохраняющих занятий:

-научность (весь процесс строится на основе знания психолого-педагогических закономерностей усвоения и личностного развития, социального и нравственного воспитания с учетом возрастных и физиологических особенностей развития детей;

- доступность, реализация этого принципа обеспечивает успеш ность учебной деятельности учащихся, что повышает самооценку, предупреждает переживание страха перед неудачей и неуверенности в себе, несущее угрозу депрессивных состояний;

- системность и систематичность, подобно предыдущему принципу, направленные на создание условий положительных переживаний успешности, а также на рациональное, равномерное распределение усилий учащихся;

- природосообразность, требующая учета закономерностей естественных периодов развития ребенка, удовлетворения природных потребностей в безопасности, в защищенности, в самореализации; учета индивидуальных особенностей каждого ребенка;

-преемственность, требующая соблюдения закономерностей последовательности этапов обучения и воспитания, взаимосвязи изучаемого, согласованного единства воспитательных влияний, не создающих противоречивых, конфликтных ситуаций и предупреждающих возникновение агрессивных проявлений ученика, которые неизбежно могут привести к нервно-психическим расстройствам;

- развивающее обучение, обусловливающее повышение познавательных возможностей и самостоятельности детей, что способствует положительному переживанию чувства удовлетворения, радости от процесса познания;

- вариативность, создающая условия для проявления учащимися своей субъектности в образовательном процессе, переживания чувства свободы выбора, педагогического ненасилия, рефлексии своего внутреннего мира, самоуважения, что безусловно положительно влияет на состояние его здоровья, но при условии соблюдения принципа педагогической поддержки и эмлатии, означающего, что ученик ощущает внимание к себе, понимание переживаний ученика, его затруднений, интересов, запросов, готовность учителя ненавязчиво прийти на помощь, защищать, поддержать, а это создает обстановку спокойствия, уверенности, хорошего настроения, оптимизма, что, как известно, также благоприятно влияет на здоровье;

- личностно-ориентированная деятельность, практическая ориентация, реализация которых повышает интерес учащихся к учению, активизирует познавательную и практическую деятель ность, стимулирует положительные переживания личностной значимости;

- креативность — создание условий увлеченности, интенсивных эмоциональных переживаний, радости поиска, открытий, создания нового продукта, признания социумом.

Средствами реализации здоровьесберегающих занятий являются:

- содержание обучения, отобранное и сконструированное в соответствии с вышеназванными принципами;

- педагогические технологии, создающие условия:

· удовлетворенности успехом (алгоритмические, сотрудничество в команде);

· переживания интереса, радости от интеллектуальной, поисковой, творческой деятельности (проблемно-поисковое, проблемно- исследовательские, интеллектуальные игры);

· переживания чувства сопричастности, поддержки, общения, товарищества (сотрудничество в команде, коммуникативно - диалоговые, проектное обучение, ролевые игры);

- учебно-дидактическое и информационно-техническое оснащение внеурочного процесса.

Влияние этих средств на сохранение здоровья учащихся весьма противоречиво. С одной стороны, они позволяют вызвать интерес к познавательной деятельности, разнообразить ее, интенсифицировать в плане результативности и оптимизировать по затратам усилий и тем самым снизить утомляемость. Но, с другой стороны, именно эти качества могут сделать учащихся зависимыми от этих средств (особенно компьютерных), что может негативно сказаться на здоровье детей. Поэтому при их применении необходимо строго соблюдать нормативные рекомендации и учить этому учащихся.

Условия, обеспечивающие здоровьесберегающее обучение за счет активизации факторов, стимулирующих внутренние положи тельные процессы, необходимо дополнить внешними, непосредственно влияющими на соматическое состояние здоровья. К ним от носятся:

- соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм;

- создание экологической среды и эргономических условий (чистота воздуха, температурный режим, освещение, эстетический интерьер, удобство мебели);

- оптимальное чередование труда и отдыха; смена видов деятельности;

- личный пример в здоровом образе жизни;

- пропаганда здорового образа жизни с опорой на изучаемый материал (экологические и здоровьесохраняющие проблемы).

Количество часов по школьному

учебному плану: в неделю - 3, в год - 102.
(Занятия кружка предусматривают 68 часов за год теоретических и практических занятий по программе и 34 часа полевых работ исследовательского характера /итого: 102 часа/)

Учебно- методический комплекс:

1. Швецов П.Н., Белан Л.Н., Бабаева С.Ф. Полевые геологические исследования, Уфа РИО БашГУ 2003;
2. Карлович И. А. Основы геологии, Москва 2002;
3. Якушова А.Ф., Хаин В.Е., Славин В.И. Общая геология, Изд-во Московского университета 1988;
4. Кантор Б.З. Мир минералов, Ассоциация «Экост» 2005;
5. Сучкова А.П., Питолина Т.П. Первые шаги в геологию, Москва 2005.

Из опыта организации геологического кружка.

Кружковой работой я занимаюсь 20 лет. Сначала вела туристический и экологический кружки, а последние 12 лет геологический. Геологический кружок «Посейдония» возник по инициативе ребят из кружка «Юный эколог» после участия в областной геоэкологической олимпиаде на геолого-географическом факультете РГУ. В студенческие годы я интересовалась минералогией и поэтому поддержала предложение ребят. Главные цели и задачи кружка:
• Дать школьникам основы геологических знаний;
• Практическое изучение геологических и геоэкологических
процессов родного края;
• Показать значение геологии в развитии хозяйства страны,
области, района;
• Подготовить юных геологов для выполнения
геологических заданий в полевой период;
• Привлечение ребят к природоохранительной
деятельности, воспитание экологической культуры.
Предполагается, что в процессе занятий у ребят должны выработаться следующие умения и навыки:
> Определять визуально или простейшими методами
основные минералы, горные породы;
> Читать несложные геологические карты, составлять
разрезы;
> Проводить элементарные геологические наблюдения,
вести геологический маршрут, отбирать пробы и
образцы и т.д.;
> Работать с научно-популярной литературой,
справочниками, определителями.
1. Группа ребят занимающихся в кружке, разновозрастная (5-11 класс). На занятиях кружка мы с ребятами изучаем научные статьи о Земле (журналы «Гео», «Вокруг света» и др.); на лабораторных и практических занятиях проводим исследовательскую работу по изучению геологии и геоэкологических явлений своего края; рассматривают вопросы, вызывающие трудности при изучении географии; посещаем выставки и музеи. Исследовательские работы ребят были представлены на научно-практических конференциях Донской Академии юных исследователей и областных геологических слетах и неоднократно получали призовые места/
Программу я старалась составить так, чтобы она была удобной и приемлемой для меня, интересной для детей и выполняемой. Составленная единожды программа не является окончательной, а только основной. Периодически я вношу некоторые изменения в отдельных разделах, меняю местами, так как, например, полевые работы и экскурсии напрямую зависят от погоды. За несколько лет работы у нас с ребятами сложилась определенная форма занятий, к примеру:
• Обсуждение научной статьи или доклада;
• Изучение темы или практическое занятие;
• Некоторые элементы туризма и правил нахождения в полевых условиях, в том числе и техника безопасности;
• Подготовительный инструктаж к следующему занятию.
Вначале основное направление в работе было накопление методического и иллюстративного материала. Сейчас коллекция собранная самими ребятами в экспедициях по Ростовской области, в
Адыгее и Крыму составляет около 600 коллекционных и рабочих образцов окаменелостей, горных пород и минералов. В настоящее время мы с ребятами занимаемся систематизацией коллекцией и планируем
расширить геологический уголок в кабинете географии. В мае месяце в школьных кружках жизнь замирает, а у нас начинается самая активная пора - пора геологических походов. Весь год мы с ребятами трудимся ради этого периода, и лучшие отправляются в поход в составе областных детско-юношеских экспедиций, организованных областным центром детско-юношеского туризма и экскурсий, под руководством геологов-наставников. Говорят, что человек познается в дороге. Это очень правильно, каждый может это легко проверить на собственном опыте. В путешествии обычно обнаруживаются те стороны человеческой личности, которые в иной обстановке могут остаться не выявленными. Геологический поход очень хорошо воспитывает такие черты, как самостоятельность, ответственность, взаимовыручка, коллективизм. Дети вынуждены сами себя полностью обслуживать, решать различные хозяйственные и производственные вопросы, проявлять инициативу и смекалку. Выполняя конкретное геологическое задание, ребята понимают, что это не игра и стараются выполнить работу качественно. Важно, чтобы в итоге был виден результат этой работы, Для меня, как для воспитателя важно, что дети, часто трудные, сложные в школе и дома, раскрываются полностью, и я вижу такие грани их характера, о которых даже не подозревала. Природа располагает к откровенной беседе, и мы часто обсуждаем вопросы личного характера, межличностных отношений и другие. Во время занятий в кружке осуществляется еще одна сторона воспитания - профориентация к профессии геолога.
В настоящее время 2 выпускницы обучаются на геолого-географическом факультете РГУ. Ежегодно в конце ноября мы с ребятами проводим в школе неделю геологии. Уже по традиции план недели следующий:
• Выставка газет на геологические темы:
• Геологические и геологические олимпиады по заданиям
областных олимпиад;
• Выставка коллекции горных пород и минералов;
• Конкурс «Лучшая поделка из камня»;
• Конференция «По следам экспедиций»;
• Геологический аукцион;
• Учебно-познавательное мероприятие «КВН» (см.
приложение).
В заключение хочется привести слова К.Д. Ушинского: «Учитель должен учить дитя наблюдать верно и обогащать его душу возможно полными, верными, яркими образами, которые потом становятся элементами его мыслительного процесса».

Категория: Мои статьи | Добавил: Елена (13.01.2011)
Просмотров: 2497 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 4
4  
Да, Елена Александровна, было бы не плохо ознакомиться с вашей программой по кружковой работе. Я не сильна в геологии и хотелось бы взять что-то на вооружение для себя.

2  
Елена Александровна, если возможно поместите на сайте программу и планирование по работе кружка.
_
С уважением, Коломийцев М.А.

1  
biggrin

3  
tongue

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Неклиновское РУО
Газета "География"

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz