Обязательный минимум регионального
содержания образовательной программы
«Окружающий мир» (начальная школа).
Окружающий мир. Что нас
окружает: родной город (село), улица, школа, дом.
Младший школьник. Режим
дня школьника. Дорога от дома до школы. Безопасное поведение (на дороге, на
водоеме, на прогулке).
Моя семья: труд и отдых в семье, обязанности членов семьи. Правила
взаимодействия с людьми. Культура поведения в семье, в школе, в гостях, на
прогулке.
Природа. Характеристика
объектов живой и неживой природы родного края. Природные явления, характерные
для нашей области. Особенности времен года на Дону (фиксирование наблюдений и
их анализ по сезонам года). Погода местности проживания. Предсказание погоды.
Водоемы в Ростовской области, их использование и охрана (на примере ближайшей реки, озера, водохранилища). Азовское море - особенности природы, проблемы загрязнения и охраны.
Формы земной поверхности, характерные для Ростовской области. Природные
формы рельефа: овраги, балки, лиманы. Рельеф, созданный человеком: курганы,
терриконы.
Полезные ископаемые родного края (уголь, природный газ, пески,
известняки, глина, минеральные воды).
Черноземные почвы – величайшее богатство Донского края.
Растения: деревья, кустарники, травы, характерные для Ростовской области,
условия, необходимые для их жизни (наблюдения в природе своей местности, их
сравнение). Дикорастущие и культурные растения родного края (их различия).
Разнообразие животных Донского края, особенности их внешнего вида, питания,
размножения.
Природные сообщества родного края (луг, водоем), взаимосвязь растений и
животных в природных сообществах. Основная природная зона Ростовской области
- степь.
Человек и природа. Особенности труда и быта людей своей
местности, связанные с природой края.
Влияние деятельности человека на природу Ростовской области. Охрана природных
богатств. Красная книга Ростовской
области (отдельные представители растений и животных своей местности). Заповедники
и заказники Ростовской области, их роль в сохранении природы родного края
(общее представление на примере одного).
Правила поведения в природе.
Общество. Ростовская
область на карте России. Ростов-на-Дону – областной центр Ростовской области.
Города Ростовской области: основные
достопримечательности, отдельные исторические события, их положение на карте
Ростовской области.
Народы, населяющие Ростовскую область: обычаи, характерные особенности
быта.
Родной край – малая Родина. Родной город ( село, станица): название,
основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, их
профессии.
Опыт практической деятельности.
Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха, воды, с помощью термометра; времени по часам).
Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).
Возможные способы участия младших школьников в
природоохранной деятельности. Оценка своего и чужого поведения в природе.
Использование доступных детям источников информации для получения дополнительных сведений о своей местности. Оценка отдельных, понятных младшим школьникам событий, происходящих в Донском крае. Передача своих впечатлений о природе и истории родного края в рисунках, поделках, устных рассказах.