Меню сайта
Наш опрос
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Региональный стандарт географического образования Ростовской областиРегиональный стандарт географического образования Ростовской области
Процессы регионализации, имеющие характер объективной необходимости, устойчиво развиваются в сфере образования. Это привело к выделению новой области научно-исследовательской и практической деятельности – региональной политики в образовании. Нормативно-правовой основой этой деятельности являются специальные статьи Закона РФ «Об образовании». Закон закрепил право субъектов Федерации определять и осуществлять политику в области образования. В ведение регионов делегирована разработка и реализация программ развития образования с учетом национальных и региональных, социально-экономических, культурных, демографических и других особенностей (раздел 3, стр. 29). Государственная образовательная политика Российской Федерации предполагает введение государственных образовательных стандартов на федеральном уровне (федеральный компонент) и уровне субъектов Федерации (региональный компонент). Под стандартом образования понимается государственная норма образованности, определяющая требования к структуре, объему учебной нагрузки, но в первую очередь к базовому содержанию образования, обязательному для всех учащихся. В настоящее время Министерством образования РФ разработаны и утверждены федеральный компонент Государственного стандарта общего образования и федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений (см. приказ министра образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и приказ министра образования РФ от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»). Под региональным компонентом содержания географического образования понимается педагогически отобранный материал в контексте базового содержания предмета «География», раскрывающий типичное и особенное в образе геокультурного пространства Донского края. Он разрабатывается на основе современных требований Государственного стандарта как основополагающего документа содержания общего образования. Термином регион в содержании стандарта обозначается Донской край, административно-территориальной единицей которого является Ростовская область. Основа НРК географического образования определяется необходимостью формирования геокультурного пространства региона. Таким образом, в результате изучения географии Ростовской области формируется целостный и своеобразный географический образ территории родного края на основе комплексного осмысления региональных процессов и их роли в образовании, самоопределении и саморазвитии школьников. Содержание регионального стандарта не сводится только к информированию о географических особенностях региона, а строится на основе комплексного соотнесения особенностей, условий, динамики развития региона, культурных и экономических ресурсов с формами самоопределения и совершенствования личности обучающихся. Изучение НРК географического образования в школе направлено на достижение следующих целей: - освоение знаний об особенностях природных, социально-экономических и экологических процессов, происходящих на территории Ростовской области; о своеобразии и целостности территории родного края как составной и неотъемлемой части нашей Родины; о взаимодействии природы и общества, организации рационального природопользования в регионе. - Овладение умениями ориентироваться на местности по характерным признакам донской природы; составлять план местности; применять географические знания для объяснения и оценки природных, социально-экономических и экологических явлений и процессов на территории Ростовской области; работать с географо-креведческими источниками информации для решения практических задач. - Развитие интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды своей местности; образовательных потребностей в исследовании и преобразовании географического пространства своего региона. - Воспитание ценностного отношения к природе Донского края, уважения к культуре, истории народов, живущих на территории нашего края; ответственного поведения по отношению к природной, социокультурной среде региона в решении экологических и социально-экономических проблем Ростовской области. Главное назначение регионального стандарта состоит в том, чтобы: дать возможность учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать географическую действительность в соотношениях и связях её отдельных компонентов; использовать результаты наблюдений для формирования географических понятий на основе полученных реальных представлений; применять полученные знания и умения в повседневной жизни для решения практических задач по защите окружающей среды и организации рационального природопользования на территории родного края, анализа социально-экономических проблем региона. Таким образом, в самом обобщенном виде ведущей идей регионального географического образования является формирование в сознании учащегося научно-объективной картины родного края и одновременно воспитание личности, готовой к активной деятельности и применению приобретенных знаний и умений в различных жизненных ситуациях. В содержании стандарта курсивом выделены дидактические единицы, необходимые для изучения в специальных образовательных учреждениях казачьего профиля. Для средних образовательных учреждений это содержание не отражено в системе требований к уровню подготовки (контрольно-измерительных материалах) и носит ознакомительный характер.
|
Поиск
Календарь
Неклиновское РУО
Газета "География"
Архив записей
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||